И как удачно, что сегодня др Ришелье.* =) Поэтому я начну со своей главной притензии.

Дорогая Франция, казалось бы, именно в Париже должна быть концентрация всяческих меморабилий по кардиналу Ришелье. Это вообще-то ваше достояние, разлекламированное на весь мир. Самое то, показывать миру и водить экскурсии "на местах". А вот хрен, как бы говорит нам Франция. Единственный бюстик в Лувре и Сорбонна, в которую простым смертным не попасть - это всё что там есть. (господа и дамы кардиналисты, поправьте меня, если я ошибаюсь). Я стоически доползла до комнаты с картинами Филиппа де Шампанья в Лувре, у которого было эксклюзивное право рисовать кардинала в облачении, в надежде там увидеть хотя бы одну из 11ти его картин. И ничего.
Дорогая Франция, почему у тебя про Ришелье меньше, чем у Британии? Почему в Национальной галерее, есть уголок Ришелье, а у тебя нет? Почему я, гуляя по Виндзорскому замку, могу случайно наткнулться на бюстик Капальди (реально Капальди, иначе я бы его просто не заметила - он достаточно высоко стоял, я там ещё старательно прыгала вокруг него у заграждения, пытаясь разглядеть и выяснить, это правда Ришелье или Капальди мне показалось. Так вот, не показалось. Реально бюстик Ришелье). Почему, Франция? Франция, я смотрю на тебя с укором.


Отношения с Парижем у меня не задались с самого начала.
Оба раза не повезло с погодой. И если в апреле было ок, просто выдалась неделя холоднее, чем обычно, то во второй мой приезд прогноз обещал +24+27, я приехала в +27, повалялась в парке с вином и сыром, представляя как я тут буду вся в белом, лёгком и льняном такая красивая рассекать по Парижу, а на следущий день начался дождь и +17, и я была не готова к таким обстоятельствам от слова совсем. В день моего отьезда было опять +27. Я окончательно уверилась, что Франция меня небезосновательно ревнует к Британии. =)
Видит Бог, я старалась её полюбить, но это совершенно невозможно после Британии с её картами, указателями, гидами, общей организованностью, доброжелательностью и готовностью помочь. В Париже ощущение, что они просто не знают, что делать со всеми этими богатствами на них свалившимися, поэтому богатства сами по себе, а французы сами по себе. Ну ок, Мона Лиза - там. И это реально единственный указатель, который я встретила за те две недели которые я была по соокупности в Париже. В Лувре вот ещё есть карта с секциями. С секциями, Карл! То есть, возьмём Крыло Ришелье, Декоративное искусство. Кто ж знал, что там залы в три ряда? Во всём крыле - ноль обозначений, в каком зале ты находишься, на карте их тоже нет, в какой-то момент обнаруживаешь, что эти тарелочки ты уже видел, но как выйти в залы к тарелочкам, которые ты не видел - не понятно. Или, например, я потратила полчаса пытаясь подняться на этаж выше из египетских залов. Ты заходишь в комнату, где должна быть дверь ведущая на лестницу, а её там нет, а потом волею случая выясняется, что дерь замаскирована под стену и открывается автоматически, но надо подойти впритык. Надо ли говорить, что она замаскирована хорошо и возле неё нет никаких указателей? И это в Лувре, там хоть какая-никакая карта есть. В Фонтенбло, например, карты вообще нет. Гуляй - не хочу.
Казалось бы, вокруг должны быть рекламки и плакаты, говорящие о том, что вот у нас тут Призрак Оперы, а там - Мизерабли и всяческий нотрдам. А ни черта. Вся вокруг как бы говорит нам, что если ты хочешь куда-то попасть, ищи сам. Обстановка лёгкого пофигизма, раздолбайства и крайней неорганизованности - это всё французский флер, ага. Но архитектура замечательная, я была в восторге. Моне в Оранжери, опять же. В какие-то моменты я им всё прощала. =)))
Я не попала в Сорбонну. Помню, когда в первый раз пыталась туда попасть вооружившись знанием одного отзыва, что можно сделать жалостливые глаза и тебя пропустят на входе, молоденькие полицейские стоявшие там, обьяснили, что да, раньше может быть и пустили, но после террактов - увы, да и ректор сейчас в университете, поэтому у них усиленный дозор. Ещё я помню помятую бумажку в одном из окон, говорящую, что следущая организованная экскурсия через две недели. И я решила, что в следущий раз обязательно организую официальное посещение, но в следущий раз телефон, который у них есть на сайте по бронированию экскурсий, не отвечал, на мейлы они тоже не отвечали и я осталась ни с чем и до сих пор пребываю в некотором офигении от обстоятельства невозможности законтактировать с официальным представительством университета.
А ещё Париж это город, в котором очень явно видно последствия террористических атак. Тут надо уточнить, что в путешествиях я Двацветок, но в Париже возникает чувство смутного беспокойства и дело тут даже не в вооружённых до зубов группах военных в городе или вездесущих плакатов "Constant vigilance!" и контроля сумок у любого входа, меня больше добили прозрачные пакеты в виде мусорок. Ну и наблюдать мобилизацию првоохранительных органов в виде кортежа машин и вертолётов, когда стреляли на Елисейских полях, тоже оставило своё впечатление.
Евростар с французкой стороны - это АДище. В первый раз я думала, что хуже быть не может, но во второй мне показали, что может, может. Поэтому приезжайте заранее, люди. Вам тут не Лондон, где можно за 10 минут пройти чек-ин, проверку багажа, обе границы, а потом спокойно себе читать журнал в зале ожидания попивая кофе.
Когда говорят, что Париже люди лучше одеваются и еда вкуснее - не верьте. Кроме того, что я нигде не видела такой концентрации макдональдсов на один квадратный метр, еда ничего особенного. Вот вино хорошее везде. =) Ещё один лайфхак который я испытала на себе - вы можете зайти в ресторан за 15 минут до закрытия и вам принесут и меню, и еду после. А потом, после всего этого, вам ещё принесут дессертное меню, хотя они должны быть уже полчаса как закрыты. (машет ручкой Bistro Richelieu)
С одеждой в Париже такая фигня, что мужчины вроде бы и в приличном кажуале, но все в теннисках. Все в теннисках или чем-то похожем. И всё бы ничего, но мужчины в костюмах все поголовно без туфель. В смысле в полуспортивной обуви, что наносило мне травму каждый раз. Но потом я выяснила, что мужчины в костюмах и правильной обуви очень плохо на меня влияют во Франции и была даже рада, что встретила всего два "правильно" одетых. Потому что мужчина в правильном костюме, туфлях и говорящий по-французки выносит мне просто всё. При звуках флейты теряет волю. (с) Реально и совсем не смешно, хотя смешно после. Один экземпляр, был в тёмно-синем костюме и брюнет (в принципе, костюма уже было достаточно ), мы стояли рядом возле бара в ожидании напитков. Меня спасло только то, что я ужинала не одна. А то бы да.
С женщинами такая же фигня. Но была одна в Опере... Вот знаете, заходишь в Опере на выставку посвещённую Моцарту, а там в углу сидит Фанни Ардан и читает. Вот прямо из 8 женщин Ардан. В красном платье и всё такое. Я пробыла на этой выставке на полчаса больше чем планировала. Мы потом ещё раз пересеклись, она проверяла одну из лож, напевая что-то оперное. Очень хорошо напевая, на мой непросвящённый взгляд. Это одно из моих самых запоминающихся воспоминаний об Опере, кстати.
Ещё одно из прекрасных разрывшаблонных чувств, это когда реально понимаешь, что любой человек может говорить по-французски. Любой. Любого вида и цвета.

А вообще в Париже мне было отлично. Оба раза это были мои самые кажуальные путешествия, когда я просыпалась к одинадцати, неспеша завтракала и выходила в город к часу, а то и к двум. Опять же город с рекой, и все эти мосты, я всегда хотела жить в городе с рекой. Архитектура. Пространство. Все говорят по-французски и я даже понимаю местами. =)

PSA: Во Францию надо было ехать до Британии. Я бы тогда была не избалована порядком и сервисом и восприняла бы её более благосклонно. Опять же мечты детства и всяческие мушкетёры имели бы больший вес. Но на этом, я боюсь, мои франкофонский период закончен и я вернусь к путешествиям по Британии. Хотя... Ла-Рошель и Люсон, ждите меня.
Ну и юг Франции, конечно, должна же я когда-нибудь поехать реально отдохнуть?! =))))



*Я начинала, когда ещё был др Ришелье!