Как просили.Как просили.
Своё отношение к использованию языка Эзопа я обозначила десять лет назад здесь. Но там был совсем безнадёжный случай.
Моя проблема с этим фиком в его перегруженности деталями и лирических отступлений вплетаемых в непрекращающийся ангст на каррентную тему главы.
То есть, с одной стороны я такое люблю, когда тематически события и\или повествование нанизываются на нить происходящего, всё плавно перетекает из одного в другое, с другой - это происходит в каких-то неимоверных обьёмах текста.
В первой главе умирает Сэм и нам показывают, как Лиз не справляется с этим событием - очень, очень подробно описывают как Лиз не справляется. Какой мир серый - два обзаца, какие люди индифферентные - три, как дома холодно и пусто - четыре, а потом она просыпается на утро и далее следуют её воспоминания про Сэма перемежающиеся тем, что мир вокруг сер и уныл, и как всё плохо, потом она вспоминает о Нике, далее следует вставка про него - очень подробная вставка. По концентрации того, что и сколько нам вываливают про Ника, можно написать хороший миди. А потом она принимает душ и нам рассказывается с каким напором бьёт вода по уставшему и обнажённому телу Лиз...
Так проходят недели, говорит нам автор, Лиз никуда не выходит, ничего не есть, но вот проходят недели... и она едёт в свое любимое кафе, и далее следует вставка как она учится в Квонтико, но не живёт в университете, а снимает отдельно и это далеко и как она ездит каждое утро туда, и как это долго, но как это стоит того, потому что у неё есть чувство дома. В кафе очень подробно описывают как она смотрит на людей вокруг, как ей кажется они смотрят на неё, плюс, что это за кафе, что она в нём обычно делает, её любимое место, а вот Чарли, её любимый бариста... уже 3 тысячи слов.
Вы меня понимаете? На любое действие\событие идёт подробнейшее описание, на любое чувство идёт рефлексия в несколько обзацев. Я просто погрязла в этих словах. Я ощущаю себя психоаналитиком, которому вываливают всё, абсолютно всё, что чувствует и замечает персонаж с лирическими отступлениями в детство и личную жизнь. Следущая глава начинается с того, что автор описывает тоже самое (смерть Сэма), только со стороны Рэда. Я думала, что я сейчас умру по второму кругу читать 5 тысяч слов о том же, только с
Второе. Отсутствие диалогов как класса.
Диалогов нет, в большинстве случаев нам рассказывается о чём говорили персонажи, перемежая pov-ом с обеих сторон, и кто и что чувствовал.
У меня возникло ощущение, что Лиз с Редом общаются телепатически.
Ещё - абсолютно нет вот этой границы, когда они упали друг в друга. Нет никаких индекаторов, что они нравятся друг другу "в этих категориях", мы начали с того, что они поражены, заинтригованы и очарованы друг другом и.. и ничего. 100 тысяч слов после, а они так же поражены, заинтригованы и очарованы друг другом. Следует много красивых слов описания Реда в глазах Лиз, следует многословные описания Лиз Редом и ничего из этого - личного. Как будто картины описывают. Нигде ни намёка на чувства, нигде ни намёка на что-то большее. Телепатическая связь, я говорю.
Просто в один момент они решают, что "ну вот". Момент был подходящий.
Третье. Развитие отношений, сомнения, недоверие - нет не слышали.
Прошло две недели, они два раз разговаривали, но Лиз уже безоговорочно доверяет Реду, забывает про Квонтико и соглашается участвовать в его Чёрном списке, потому что так она может помочь больше. Из текста я только поняла, что это потому как Реддингтон нежно и заботливо спасал детишек из контейнера. И потому что Сэм был с ним знаком. Всё.
Вообще список - это такая жалкая пародия, обрамление для текста, для описания окружающего мира и чувств к этому миру у персонажей. Нафига он вообще - не понятно. Ну, типа, надо же предлог для встречи Реда с Лиз.
Четвертое. Обращение со временем.
Когда мне говорят, что шли недели и недели.. я представляю недели и недели, а не две. Когда говорят шли месяцы, я расчитываю на полгода минимум.
Глобальность текста подразумевает растянутось по времени, ан нет, не в этом случае. Время может меняться по желанию автора.
Пятое. Детали.
Обычно, когда я читаю, я всё визуализирую. Визуал я, да. Мои любимые тексты - когда автор даёт несколько отправных точек и даёт читателю достроить как ему нравится, давая простор воображению. Когда автор даёт толчок, эмоцию, и читаль уже сам падает в пучину происходящего - вот это я люблю.
Когда автор даём подробнейшее описание кто где сидит, что взял и куда наклонился перемежая это всё подробнейшими описаниями чувства - я теряюсь. (Первое правило написания секса гласит - или техника, или эмоции. Открою секрет - оно подходит для всего.) Это как сначала тебе дают подробнейщую инструкцию, а потом просят рассказать о чувствах - момент потерян.
И ещё, когда автор рассказывает что происходит в деталях, всегда и везде - я за этим слежу. Поэтому когда он упоминает налитый на два пальца виски, один глоток из стакана, потом подробнейше описывает, что Ред ставит стакан на пол и берёт Лиз за руки и не отпускает, и далее идёт описания разговора, то потом, когда мне сообщают, что после разговора Лиз подняла пустой бокал с пола, я чувствую себя обманутой и очень раздражённой. Потому что, раз берёшься описывать все приключения и передвижения этого грёбанного стакана, то, пожалуйста, не пропускай такие важные вещи. Или пиши по-другому.
Отдельную ненависть вызвало то, что Лиз у нас - Элизабет Скотт и всё было бы прекрасно, если бы автор не забывал переодически об этом, называя её Кин. Потому что когда там есть Том Кин и он в тексте всего лишь "хочу быть вашим бойфрендом", а изменение фамили героини в таком идеальном АУ очень сильно бесят помятуя канон.
В эту же копилку, когда Лиз видит Реда впервые, со спины:
He’s a sensual masterpiece, art; every aspect of his clothing, appearance, God even his name, a means to seduce and captivate, enthrall. His posture is relaxed, but by the set of his shoulders, the tilt of his head, the way he faces the window, so as to look into the reflection, Liz is able to see that he is well aware of his surroundings, alert. The suit, a dark navy matched with a brown belt and shoes, is professionally tailored to enhance his figure, exude the wealth and power he possesses, adorned with a matching fedora. A watch, flashy and silver, glints on his wrist. His attire, it’s his armour.
Всё хорошо, если бы дальше по тексту Лиз его бы не описывала в похожих словах _каждую_ главу, было бы ещё лучше, но даже если принять во внимание, что Ред стоит у окна, заметить совпадающий по цвету ремень вообще-то невозможно.
Обычно я на такие вещи не заморачиваюсь, но когда автор тратит моё время и тысячу слов на то, чтобы мне что-то показать, я обычно думаю, что это стоит того и поэтому слежу, что мне автор рассказывает.. и тут такое.
Отдельное прегрешение автора среди меня - это попытка перенести всю мимику Спейдера в текстовую форму. Вот эти все детали, тики, движения ртом и т.д. которые просто невозможно перенести. И НЕ НАДО! Потому что я прекрасно помню Спейдера и его мимику, достаточно point out. Но когда мне каждый раз, почти через каждое предложение в текстовой форме показывают как дёрнул губами, глазом, grin, scoff (он там смеётся пятью разными способами, я так и не поняла к чему это было) и всё остальное в ассортименте, в моей голове происходит абсолютный бардак в попытках это всё визуализировать и в итоге у меня получается Ред, который постоянно дёргает лицом, что кажется ему пора попить таблеточек от нервов.
Ещё детали, автор очень много времени и слов потратил на то, рассказывая, как Лиз учиться в Квонтико, как далеко туда ехать, как она занята учёбой, как она успевает всё и ещё немного, все эти задания, карьера и тд.. Одновременно с этим я вижу, что она ни разу туда не ездила, т.е. она не училась всё это время, и хотя ей дали личное время на приведение в порядок дел после смерти Сэма, это не может быть больше месяца, а у нас сколько фик длится год? При этом её не выгнали и у неё оружие и значок.
Половину фика у неё перед подьездом стоит фургон ФБР, который за ней следит, потому что Дональд по желанию автора подозревает её в связях с Реддингтоном, не обьясняя откуда вообще это. Ну и то, что при фургоне и наблюдении Ред и Лиз спокойно входят и выходят в здание, подьезжают на машине и ходят гулять.
В общем, этот фик очень и очень эпохальная рефлексия на тему, причём рефлексия переходит из главы в главу, но описывается немного другими словами.
Я вообще люблю настроенческие фики, но они должны быть настроенческие, то есть автор даёт тебе отправную точку и далее не мешает, здесь же, читая в подробностях то, что всe чувствуют и что происходит, не успеваешь чувствовать самостоятельно, вся энергия уходит на попытку обработать детали.